18 лет в искусстве
Итак, собственно, о Татьяне Каптеревой.
Она, в отличие от Надежды Виноградовой и Киры Самосюк, - не востоковед
Она испанист
А Китая в моей голове, как справедливо заметила Карбони , "не было уже полтора года"
Зато в данный момент я читаю очередную книжку Каптеревой "Прогулки по Мадриду".
Чтобы хоть как-то оправдаться, скажу, что с трудами Татьяны Павловны я, конечно, столкнулась много раньше, чем началось мое увлечение Испанией. Мимо ее книг студенту-искусствоведу совершенно невозможно пройти, во-первых, во время изучения курсов европейского искусства и, во-вторых, искусства Востока, поскольку Каптерева - наш ведущий специалист по искусству стран Магриба (две ее монографии по древнему и средневековому искусству этого региона, а также работа о римской мозаике Северной Африки, - по-моему, до сих пор остаются самыми подробными исследованиями искусства Магриба на русском языке).
Вот у нее как раз искусствоведение эмоциональное и даже, на первый взгляд, субъективное. У нее всегда много личного впечатления о произведении. Однако это вовсе не значит, что она "льет воду", разумеется. Здесь также важен искусствоведческий анализ и основано все это, безусловно, на фактах и источниках, просто впечатление и увлеченность контекстом в работах Каптеревой видны больше, чем, например, у Виноградовой.
Упомянутая выше небольшая книжка (она небольшая на самом деле по формату , но странички у нее тоненькие, так что там есть, что почитать) - это не искусствоведческая монография как таковая. Это - очерки об испанской столице, которую Татьяна Павловна видит через призму истории искусства. В этом жанре Каптерева, конечно, может себе позволить рассказ без каких бы то ни было рамок искусствоведческого анализа, и у нее это, на мой взгляд, отлично получается.
Вообще, для Каптеревой очень характерно наполнение своих текстов впечатлениями от непосредственной "встречи" с памятниками. Иногда ее суждения бывают даже резковатыми (особенно,если Татьяна Павловна пишет о том,как пямятник выглядит в настоящее время) на фоне общей тональности изложения, но, с другой стороны, это придает ее работам ощущение присутствия, которого порой нехватает нашим искусствоведам. Когда я сталкиваюсь с такими "лирическими отступлениями", я всегда вспоминаю лекции любимца студентов нашего факультета Ивана Ивановича Тучкова, который, буквально, устраивал нам римский форум или Виллу Адриана прямо в аудитории - он показывал такое количество подробнейших слайдов, что мог себе позволить комментарии вроде "вот мы посмотрели направо (слайд), повернулись и посмотрели налево (слайд), вот мы подходим к арке Севера (слайд),и ближе подходим (слайд), поднимаем голову и слева (слайд) видим рельефы с парфянскими сюжетами, а посмотрели направо (слайд) и увидели осаду Эдессы, а потом прошли сквозь арку (слайд) и повернулись в сторону Форума (слайд)..."
Но, впрочем, я отвлеклась.
Самый, наверное, известный и масштабный труд Татьяны Каптеревой посвящен истории искусства Испании. Это достаточно подробная общая работа, которую неоднократно переиздавалась и которую я совсем недавно заполучила в собственную библиотеку, чем очень довольна. Причем я купила относительно дешевое издание "Белого города" (как на картинке), а существует еще и подарочный вариант этого же издательства
Это настоящая энциклопедия , которая охватывает историю испанского искусства от античности до Хоана Миро . Огромное количество иллюстраций, без которых, естественно, невозможно представить нормальный труд такого плана, топографический и именной указатели, а также в качестве приятного бонуса исторический и географический очерки в лучших традициях Каптеревой.
С огромным удовольствием я прочла монографию об Эль Греко (которая 2008 года, издательство "Галарт"). И эту книгу я тоже смело могу рекомендовать:
Вообще, честно говоря, редко встретишь монографию, написанную с таким вдохновением. Весь текст буквально пронизан любовью к искусству этого художника, восхищением им. Единственный недостаток этого издания - качество изображений. Но зато, помимо основного текста, в нем есть совершенно бесценный бонус - исторические источники об Эль Греко, часть из которых на русском языке публикуется впервые.
Несколько альбомов с текстами Татьяны Павловны, адресованные, как это принято писать "широкому кругу читателей" тоже стоит иметь ввиду, если вы увлекаетесь испанским искусством:

Ну а меня еще ждет ее книга "Сады Испании". Она, к сожалению, издана тем же "Прогрессом", что и "Прогулки по Мадриду", так что на прекрасные картинки (в отличие от книги Виноградовой о садах Китая) тут рассчитывать не приходится
Избранная библиография Татьяны Каптеревой
Она, в отличие от Надежды Виноградовой и Киры Самосюк, - не востоковед




Чтобы хоть как-то оправдаться, скажу, что с трудами Татьяны Павловны я, конечно, столкнулась много раньше, чем началось мое увлечение Испанией. Мимо ее книг студенту-искусствоведу совершенно невозможно пройти, во-первых, во время изучения курсов европейского искусства и, во-вторых, искусства Востока, поскольку Каптерева - наш ведущий специалист по искусству стран Магриба (две ее монографии по древнему и средневековому искусству этого региона, а также работа о римской мозаике Северной Африки, - по-моему, до сих пор остаются самыми подробными исследованиями искусства Магриба на русском языке).
Вот у нее как раз искусствоведение эмоциональное и даже, на первый взгляд, субъективное. У нее всегда много личного впечатления о произведении. Однако это вовсе не значит, что она "льет воду", разумеется. Здесь также важен искусствоведческий анализ и основано все это, безусловно, на фактах и источниках, просто впечатление и увлеченность контекстом в работах Каптеревой видны больше, чем, например, у Виноградовой.
Упомянутая выше небольшая книжка (она небольшая на самом деле по формату , но странички у нее тоненькие, так что там есть, что почитать) - это не искусствоведческая монография как таковая. Это - очерки об испанской столице, которую Татьяна Павловна видит через призму истории искусства. В этом жанре Каптерева, конечно, может себе позволить рассказ без каких бы то ни было рамок искусствоведческого анализа, и у нее это, на мой взгляд, отлично получается.
Вообще, для Каптеревой очень характерно наполнение своих текстов впечатлениями от непосредственной "встречи" с памятниками. Иногда ее суждения бывают даже резковатыми (особенно,если Татьяна Павловна пишет о том,как пямятник выглядит в настоящее время) на фоне общей тональности изложения, но, с другой стороны, это придает ее работам ощущение присутствия, которого порой нехватает нашим искусствоведам. Когда я сталкиваюсь с такими "лирическими отступлениями", я всегда вспоминаю лекции любимца студентов нашего факультета Ивана Ивановича Тучкова, который, буквально, устраивал нам римский форум или Виллу Адриана прямо в аудитории - он показывал такое количество подробнейших слайдов, что мог себе позволить комментарии вроде "вот мы посмотрели направо (слайд), повернулись и посмотрели налево (слайд), вот мы подходим к арке Севера (слайд),и ближе подходим (слайд), поднимаем голову и слева (слайд) видим рельефы с парфянскими сюжетами, а посмотрели направо (слайд) и увидели осаду Эдессы, а потом прошли сквозь арку (слайд) и повернулись в сторону Форума (слайд)..."

Самый, наверное, известный и масштабный труд Татьяны Каптеревой посвящен истории искусства Испании. Это достаточно подробная общая работа, которую неоднократно переиздавалась и которую я совсем недавно заполучила в собственную библиотеку, чем очень довольна. Причем я купила относительно дешевое издание "Белого города" (как на картинке), а существует еще и подарочный вариант этого же издательства

Это настоящая энциклопедия , которая охватывает историю испанского искусства от античности до Хоана Миро . Огромное количество иллюстраций, без которых, естественно, невозможно представить нормальный труд такого плана, топографический и именной указатели, а также в качестве приятного бонуса исторический и географический очерки в лучших традициях Каптеревой.
С огромным удовольствием я прочла монографию об Эль Греко (которая 2008 года, издательство "Галарт"). И эту книгу я тоже смело могу рекомендовать:

Вообще, честно говоря, редко встретишь монографию, написанную с таким вдохновением. Весь текст буквально пронизан любовью к искусству этого художника, восхищением им. Единственный недостаток этого издания - качество изображений. Но зато, помимо основного текста, в нем есть совершенно бесценный бонус - исторические источники об Эль Греко, часть из которых на русском языке публикуется впервые.
Несколько альбомов с текстами Татьяны Павловны, адресованные, как это принято писать "широкому кругу читателей" тоже стоит иметь ввиду, если вы увлекаетесь испанским искусством:



Ну а меня еще ждет ее книга "Сады Испании". Она, к сожалению, издана тем же "Прогрессом", что и "Прогулки по Мадриду", так что на прекрасные картинки (в отличие от книги Виноградовой о садах Китая) тут рассчитывать не приходится


Избранная библиография Татьяны Каптеревой
Красииии-ивый %))))
Весь факультет на него дружно западал. И так же дружно жалел, что неприступный
Гораздо круче Расторгуева, на которого тоже куча народу западала, имхо
Один раз даже звали переводиться. Хватит, говорили, болтовней заниматься
У нас были уважеительные, но далекие отношения
Специализация-то начинается совсем рано, так что пока основной курс телепается на лекциях, искусствоведы и археологи уже сидят по спецкурсам у себя на кафедрах.