я с головой зарылась в костюмный вопрос. Точнее в тему костюмов ЧП и моды "около 1715 года". И пришла к неутешительному выводу, что, как и во всем остальном, в этом вопросе приходится сталкиваться с массой проблем в поисках источников и примеров сохранившихся вещей. Действительно, куда ни сунься - будь то вопрос кораблестроения, или картографии, или колоний, или моды, или инквизиции даже... ювелирное искусство - тоже. Так вот, куда ни ткнись, малоизученность вопроса встает настоящей стеной. Вторая половина 17 века или вторая половина 18-го - совсем другая история, пишут много, переводят, выкладывают в сеть. Мне кажется, это связано с тем, что для широкой публики этот период куда менее интересен, чем предыдущий. В общем, приходится ковырять и наковыривать. И пока я ковыряю про корсеты и платья, решила про
рубашки постик сделать (картинки разного качества, многие кликабельны).
Предмет гардероба, прямо скажем, тривиальный. Но в "Черных парусах" рубашка становится едва ли не отражением стиля облаченной в нее персоны и, надо сказать, некоторые персонажи носят абсолютно уникальные, выдающиеся вещи.
Для начала предлагаю посмотреть на рубашки 18 века вообще.
В эту эпоху обыкновенная рубашка не застегивалась на пуговицы снизу доверху. Она имела разрез примерно до середины и закреплялась под горлом завязками или парой пуговиц.
Представленный ниже экземпляр хранится в Музее моды г. Бат (Великобритания). Я должна оговориться, что эта рубашка более позднего времени - второй половины 18 века, но, к сожалению, найти более ранний экземпляр мне пока не удалось.

наиболее близкий вариант имеет в гардеробе у мистера Скотта:
читать дальшеКапитан Флинт также любит рубашки этого типа:

Еще одна рубашка второй половины 18 века хранится в музее Виктории и Альберта (Лондон)

А это - реконструкция рубашки как раз начала 18 века (сделана для Memorial Hall Museum, Дирфилд, Массачусетс, США)

Как видим, это достаточно простая и практичная вещь. Рубашки в то время были длинными, с широкими рукавами. Шились они, как правило, из льна.
Знатные господа могли себе позволить что-то более сложное. Мужская рубашка 18 века могла быть украшена жабо, складками и даже кружевом на рукавах

(на фото рубашка середины 18 века, местонахождение определить не удалось)
и вот как раз у Томаса Гамильтона рубашка, если можно так сказать, изящная. Как и сам Томас Гамильтон. Очень согласуется с его стилем.

Капитану Флинту создатели сериала придумали стиль простой, в нем важна функциональность, и детали (которых на самом деле много), здесь не так утрированы, как у других персонажей. Тем не менее коллекция рубашек Флинта, наверное, самая большая. Это несколько рубах примерно одного фасона и разных цветов - от белой до черной. И чем "темнее" становится душа Флинта, тем темнее становится его гардероб. Помимо вышеупомянутой коричневой рубашки, капитан также носит:

Билли Бонс. Он носит рубашки с максимально закатанными рукавами, и это, разумеется, подчеркивает, какие сильные у него руки и вообще его "накачанность"


У Билли рубашек три, и они, как выясняется, достаточно крепки и добротны, чтобы выдерживать палящее солнце, непогоду и шторм. Например, одна из рубашек Бонса пережила с ним страшную бурю и при этом лишь немного порвалась.

Рубашки Сильвера тоже имеют свою отличительную черту. Они сшиты из тканей в полоску. Уж не знаю, вкладывают ли костюмеры в это какой-то тайный смысл
. Стиль Сильвера тоже очень продуман и тоже здорово меняется от сезона к сезону. Сначала он был такой... беззаботный, с характером прежней жизни, словно Сильвер еще надеется выбраться из той ситуации, в которой оказался. Потом он, как и Флинт, становится более грубым, "темным", заматеревшим, и его стиль одежды полностью отражает эти перемены.


Очень интересно рассматривать детали одежды ЧП. И даже в рубашках костюмеры сериала тщательно продумывают такие вещи, как вышивки и орнаменты. Разумеется, они всегда соответствуют стилю персонажа и помогают создавать образ. Так, к примеру, у Билли Бонса есть вышитая рубашка. Насколько я могу рассмотреть, это простой шов прямыми стежками и нитка в тон ткани - такая вышивка создается фактуру, но не добавляет цвета.
А вот у Черной бороды орнамент имеет цвет, плюс дополняется рядом пуговиц, оформляя таким образом ворот черной рубахи и дополняя очень детально проработанный ремень.

Но вряд ли кто может поспорить с Джеком Рэкхемом. Он носит не только украшенные орнаментом и полосками вещь...

... но и является обладателем самой сложно скроенной рубашки в Нассау:

В завершении хотелось бы остановиться на Чарльзе Вэйне. Вот его простая рубашка, которую он надевает на суше, как правило, когда находится в форте:

Ничего сверхъестественного, очень просто, традиционно и аутентично.
Но безусловной находкой создателей сериала я считаю рубашки из трикотажных и "плиссированных" (не нашла пока другого термина) тканей. Они украшены не только простой вышивкой на плечах и вырезе, но и сами швы "наружу" служат здесь оригинальным оформлением:


Трикотаж на самом деле известен с древних времен. В 18 веке мануфактурные производства трикотажных тканей существовали по всей Европе, но только к концу 18 века и начале 19-го трикотаж пошел в широкое производство.
Так что, конечно, ткани рубашек Вэйна имеют больше отношения к современности, чем к началу 18 века, но, на мой взгляд это очень удачная находка и она очень подходит Вэйну.
Ну и конечно, она выгодно подчеркивает все достоинства фигуры капитана:


Кроме того, эта одежда, вероятно, удобна и в бою, что для отважного пирата, конечно, тоже важно:

Хотя, разумеется, храбрецы отважны, даже если им приходится сражаться в кипельно-белых одеждах
.

Стоит сказать, что мужскую рубашку в сериале надевают и дамы - Элеонор Гатри и Энн Бонни. Это тоже, конечно, сделано не просто так. С Энн все понятно - она пиратка и одевается в мужской костюм. Элеонор свой стиль кардинально меняет в 3 сезоне, но это отдельная история 


У Элеонор есть рубашки более сложные, со складками и орнаментами, с интересным кроем рукава.

Но на мой взгляд стиль Элеонор до 3 сезона, наверное, самый "художественный" с точки зрения приближенности к реалиям времени. По крайней мере на данном этапе погруженности в вопрос мне так кажется.
А что касается конкретно рубашек, то можно заключить, по-моему, что в этом смысле костюмеры очень близки к исторической правде.
И ради Бога не останавливайся
Рубашки очень интересные! И да, вот про Вейна ты здорово подметила - про швы наружу и про трикотаж вообще. А какие у Элеоноры рубашки красивые, особенно та, что с защипами))
Очень интересно еще как одевается Макс, у нее интересные ткани на платьях. А брюки у Билли с фигурной строчкой, а сапоги у Флинта, а в третьем сезоне сколько богатств!!! Ыыы!!! Расскажи еще!!
Кстати, так интересно, почти ни у кого нет шляп, кроме Рэкхема, по-моему. Это странно, тогда же головной убор был частью образа жизни?
Вот скажи, как Саня крутотенски аналитику делает по шмоткам?! Восторг!
Саня, оффтом, там у Моранте новый костюм, у Понсе и вообще, они себе такого понашили!))))))))
шляпа есть у бороды, у Рэкхема и у Хорниголда - классические треуголки. И у Флинта , пока он еще МакГроу
XSha, про Макс надо отдельно. Она наиболее историчный вид имеет, я хочу сказать, с точки зрения платья. Но я пока в платьях заковырялась . Там надо еще ткани смотреть, потому что это тоже целый ад
еще отдельно надо про обувь - это вообще вынос мозга, их обувь!, про ювелирку, наверное, и про мужские камзолы
а у Билли брюки разные
посмотрю на Моранте и Понсе, спасибо
спасибо за интересный разбор!
Огромное спасибо за разбор!!!
С огромным удовольствием бы почитала еще. Спасибо!
Обожаю рассматривать одежду в Черных парусах. Даже недавно прикупила черного льна, пытаюсь сваять рубашку как у Флинта, хоть и так себе швея, честно говоря
спасибо большое
Напишу еще
Ники Минтай, я совсем не швея