Вчера, спустя почти год после того, как я пришла в Третьяковку, мне стало понятно, чего мне отчаянно не хватало. Увидеть своими глазами результат.

То, что я делала в постоянной экспозиции - это ее часть. Зал Неменского, который уже снят и был таким маленьким экспромтом, зал Кандинского, который вписался в экспозицию как один из залов, проект Винзавода - вообще нечто не очень понятное и как бы не наше (не нашей экспозиционной службы в смысле), несмотря на то, что стоил мне нервов и сил, зал керамики Врубеля на Лаврушинском, заменивший графику - это просто смена экспозиции...
Мои же большие, самостоятельные проекты (направление внешних проектов ГТГ, на которое меня, собственно, и брали) - в Новосибирске и Казани, прекрасные, по-настоящему важные, но я их не видела. Моя работа не предполагает выезда на площадку. Я не видела, как это все в результате висит, как реагируют люди и т.д.

И вот вчера мы открыли выставку в Зарядье. И оказалось, что перерезание ленточки, речи, вот это вот все - это мне было нужно как финальная точка, помимо уже, собственно, готовой экспозиции.

Очень круто быть частью этого на самом деле. Понимать, что если бы ты не сделала конкретно вот это, это, это и много чего еще, было бы сложнее, чего-то могло не получиться. Что среди тех, кто с тобой работал, много людей, которые по-настоящему понимают, как важен вклад каждого. Каждое отснятое изображение для каталога, каждый обсуждаемый с партнерами пункт договора, каждая рама, каждое стекло...

Большое достижение этой экспозиции - показ работы Александра Борисова "В области вечного льда". Картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков, но с 1934 года она не экспонировалась по разным причинам (малоизвестный широкой публике художник, нет возможности показать такое большое полотно - его размер примерно 2 на 3,5 метра и пр.). И выставить эту картину очень хотели и кураторы, и вообще все мы, потому что она удивительно хороша. Но работа с 1934 года хранилась на валу и требовала серьезной подготовки. Знаете, это такое прям священнодействие... когда картину достают, снимают с вала, осматривают и принимают решения по всяким реставрационным и консервационным мерам. Присутствовать при этом, а потом видеть картину на стене в экспозиции - тоже особенное чувство.

Помимо известных всем Кустодиева, Юона, Гончаровой, Левитана, Саврасова, Куприна, Коровина мы показываем работы художников, которые многим неизвестны (и иногда - даже специалистам). И прям искренне верю, что для публики станут открытием имена Ярцева, Берингова, маленькая, но такая драгоценная работа Гриценко "Московский Кремль. Иллюминация", просто отличные Денисовский и Нисский - эти художники часто появляются в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, но все равно их мало знают и, конечно, Александр Борисов, которому на выставке посвящен целый зал.

Репортаж о выставке на канале "Культура"
tvkultura.ru/article/show/article_id/286065/



А. Борисов. В области вечного льда. Лето. 1897 г.


читать дальше