Заец дала мне топ, всем топам- топ! 10 произведений искусства, которые могут заставить меня плакать. Надо сказать, что заставить меня плакать вообще не очень трудно. Особенно в кино. Именно поэтому я не буду брать в этом топе кино, хоть оно и "важнейшее из искусств". Есть два фильма, которые вызвали у меня такие очистительные слезы, как никакие другие. Это "Страсти Христовы" Гибсона и "Властелин колец" ПиДжея. На "Страстях" я плакала так, как вообще в принципе перед экраном никогда не плакала. Можно спорить сколько угодно о том, искусство это или нет, я соглашусь, что это - открытый вопрос. Именно поэтому оставлю эти два пункта за скобками. В отличие от этих фильмов, произведения изобразительного искусства, перед которыми я плакала, для меня (и почти все- для человечества вообще) совершенно бесспорные и признанные шедевры. Они написаны, построены или высечены из камня много веков, а то и тысячелетий назад, и, застывшие, каким-то непостижимым образом рождают чистые, неподдельные эмоции. Это настоящее чудо.
Поклонение пастухов Эль Греко. 1612, Прадо, МадридУ Эль Греко много шедевров, и, поскольку это мой любимый художник, выбирать совершенно невозможно. Особенно если учесть, что я видела феноменальную выставку Эль Греко в Толедо (повезло так повезло!) Но "Поклонение пастухов" - это тот самый случай, когда не я выбирала. Так само совпало. Это одно из самых сильных потрясений, когда либо испытанных мной при общении с произведением искусства. Все три раза, когда я была в Прадо, я стояла перед картиной и плакала. Для меня эта работа - квинтэссенция эмоции, выраженной кистью. Энергетика цвета и мазка такая, что просто невозможно выразить впечатление словами, поэтому слезы сами льются. Мадрид для меня во многом - эта картина. Это любовь. И расставание с ней каждый раз - боль и надежда снова вернуться и увидеть чудо.
читать дальшеПабло Пикассо. Герника. 1937 г., Музей королевы Софии, Мадрид
Это переворот сознания. Дело в том, что если от предыдущей картины я не в силах отвести взгляд, то на "Гернику" я как раз смотреть не могу. Она причиняет мне физическую боль. Я очень хорошо помню, как я увидела ее впервые. Три секунды, и все, отворачиваешься. Заставляешь себя снова смотреть. Чувствуешь слезы, уходишь из зала, ходишь вокруг по экспозиции с эскизами, слезы сохнут, снова возвращаешься к картине, снова - бабах - невозможно. Смотреть - плакать. Эта картина - средоточие боли, горя и страха. Это все не помещается в голове и в серце, поэтому взрывает и выливается слезами .
Богоматерь Оранта. ХI в. София киевская. Киев
А это - самое первое потрясение от произведения искусства, которое я испытала в своей жизни. Я тогда еще училась в школе, но уже знала, что буду поступать на искусство МГУ. В тот момент, когда я вошла в храм и увидела Богоматерь в апсиде, у меня, правда, перехватило дыхание.
Будда Вайрочана. Грот Фэнсянь-сы, монастырь Лунмэнь. 672-675 гг. Династия Тан. Лоян, Китай
Ну тут все понятно. Лунмэнь долгое время был моей главной мечтой. Добраться до нее и увидеть, потрогать- это было невероятно трудно. Как паломничество. Монастырь сам по себе поражает, в нем много настоящих шедевров не только танского классического искусства, но и других династий. Но этот Вайрочана - это колоссальное явление не только в китайском, но в мировом искусстве. Когда ты поднимаешься по лестнице, ты не видишь скульптуру довольно долго, те безымянные гении, которые высекли ее в скале, каким-то образом достигли эффекта, что громадная 17-метровая статуя возникает перед человеком вдруг, в один момент. Представьте, лестница, пусть крутая, но вполне соразмерная человеку, ты делаешь один шаг, другой, поднимаешься ступенька за ступенькой, видишь перед собой только эти ступени... и вдруг, со следующим шагом перед тобой материализуется этот образ. совершенно космический, внемирный... это - идеальное спокойствие, идеальное божество, совершенство. Впечатлительная я, конечно, сразу обомлела и залилась слезами.
Тадж Махал. 1632-1656гг. Агра, Индия
Первый шедевр архитектуры в моем списке. Удивительно осознавать, что пока его строили, в Испании писали свои картины Эль Греко и Веласкес. Это странно, потому что картины Эль Греко и Веласкеса - это совершенно человеческие творения. То есть я легко представляю себе, что это создавали земные люди, не так уж давно (по сравнению с теми же лунмэньскими скульпторами) жившие во вполне реальных существующих городах. Они страдали, любили и писали картины на заказ за деньги (что самом по себе невероятно). Тадж Махал производит такое же впечатление, что и Будда - словно он был всегда. Я, честно говоря, совершенно не вижу и не ощущаю за ним истории любви и человеческих страстей, усилий сотен мастеров-архитекторов, каллиграфов, резчиков по камню... Он парит над долиной, словно в невесомости, поверить в то, что его создали люди - очень трудно. Этот мавзолей, словно драгоценность, оставленная в нашем мире кем-то не отсюда. Он до слез потрясает своим космическим совершенством. Над ним даже небо другое, оно непередаваемого цвета, прозрачности и хрупкости, как сам мавзолей.
Большая и малая ступы в Санчи. 3 в до н. э. Санчи, Индия.
Вы только представьте, задумайтесь на секунду - до нашей эры. До Христа. Во времена полумифического Ашоки. У меня сам факт того, что я ее видела, прикасалась к этим камням, не умещается в голове. Это место с очень сильной энергетикой. Из тех, что забыть невозможно. Кажется, что эта ступа родилась тогда же, когда сама земля. Непередаваемые эмоции, подобные которым я испытывала еще раз в жизни- когда поднялась на вершину Хуашани. Только там - природа, а тут создание рук человеческих
Рабы Микеланджело. 1513-1516 гг. Лувр, Париж
Волшебные скульптуры. Для меня - воплощение человеческого гения, который оправдывает существование людей вообще
Ганс Гольбейн младший. Портрет неизвестного молодого человека. 1541 г. Музей истории искусства. Вена, Австрия
Наверное, в моем списке это наименее известный широкой публике портрет. Я удивляюсь, что именно он в моем сознании олицетворяет Вену. Я ходила по музею и снова возвращалась к нему. Возвращалась в Вену - к нему. Магнетический портрет. Глядя на него, боишься влюбиться.
Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Прадо, Мадрид
Когда я увидела ее впервые, она пригвоздила меня к полу. Картина висит так, что ты видишь ее через зал, проходя по центральному коридору Прадо. С этой точки не разглядеть, она далеко, но она... сияет. Картина светится так, что ты вообще перестаешь что-либо замечать вокруг, идешь к ней, как загипнотизированный.
Кафедральный собор Толедо
Едва ли не самое сильное именно пространственное впечатление. Меня туда пустили на полчасика, муж и сын ждали меня снаружи, а я не могла оттуда уйти. Ходила, открыв рот, плакала от счастья. Фантастическое пространство, буквально, пропитанное застывшим вдохновением всех тех, кто создавал эти алтари, витражи, возводил колонны и писал картины. Сравнить с ним могу только мечеть в Кордобе и пространство Лас Вентас, но это уже 11 и 12