вопреки всему, мне почему-то захотелось разбавить нытье о работе и периодические вопли о прекрасный молодых людях чем-то более-менее информативным.

Уже довольно давно я лелею мысль написать что-нибудь о своих кумирах в профессиональной области. Да-да, у меня есть и такие, нормальные кумиры, что бы вы там ни думали.

Их не так много, а именно - три.
Надежда Виноградова, Кира Самосюк и Татьяна Каптерева. Это люди, чья манера говорить и писать об искусстве является для меня эталоном, неким недостижимым идеалом, к которому, конечно, хоть на миллиметр хотелось бы приблизиться.
У них очень разный стиль.

Надежда Анатольевна Виноградова, как мне кажется, больше аналитик. Ее метод - классические описание и анализ памятника, подкрепленные источниками и строгой системой фактов. Информативность ее трудов трудно переоценить. Возможно, из-за этого ее стиль может показаться суховатым, но это только первое впечатление. Если вам интересна культура Китая и, прежде всего, средневековая китайская живопись, то начинать надо с книг Виноградовой. Одна из последних ее работ, посвященная китайским садам, я считаю, совершенно бесценна с точки зрения вклада в изучение китайского искусства в отечественном искусствознании. Вообще, Надежда Виноградова, в отличие от многих своих коллег-востоковедов, очень много сделала не только для исследования китайской живописи, но посвятила ряд трудов другим темам - персоналиям японского искусства гравюры (укиё-э), как я упоминала выше, китайским садам, она соавтор нескольких важнейших общих трудов по искусству Востока, но даже ее узкоспециализированные труды всегда поражают меня глубоким знанием контектса, китайской культуры вцелом.





Кира Федоровна Самосюк, сотрудник Государственного Эрмитажа, напротив, сосредоточена в искусстве пещерных комплексов Китая и Центральной Азии и общих трудов не пишет. В ее творчестве (я другим словом это назвать не могу) меня потрясает способность даже из на первый взгляд скучной систематизации создать остросюжетный детектив. Ее докторскую диссертацию, посвященную коллекции, которую она подробно каталогизировала и разобрала по полочкам, я прочла, буквально, запоем. Как можно так умудриться написать, по сути, картотеку?
Я уж не говорю о ее статьях. Это не статьи, это - песни.



Но на самом деле этот пост я изначально хотела посвятить Татьяне Каптеревой. Но получилось длинно, поэтому про нее я отдельно напишу.