по этому поводу уже кто только не высказался и в самой Испании, и за ее пределами (в том числе и у нас, разумеется, СМИ уже успели донести до граждан свое ценное мнение).
Мне понравилась мысль вице-мэра французского города Нима, с которой я согласна. Суть ее, в общем, в том, что, запрещая корриду на своей земле, парламент Каталонии отделяет культуру своей земли не от традиции Испании, а от средиземноморской традиции вообще.
Захотелось "развить и углУбить"
Странно, но о "бескровной корриде" в Португалии многие знают, а о существовании классической корриды во Франции мало кому известно. Между тем она там процветает (ТТТ), и это тоже не всем нравится. Новоизбранному президенту Франции Николя Саркози в свое время предложили запретить корриду на юге страны, и он отказался это сделать, как отказался запретить посещение арен для боя быков детям до 16 лет, и это, на мой взгляд, очень последовательное и умное решение. Кроме того, Саркози было введено более жесткое наказание для противников корриды, в случае, если они совершают акты вандализма во время проведения корриды.
Самый знаменитый матадор Франции Себастьян Кастелла, как известно, приглашался на прием к королю. Это был жест, как мне кажется, в сторону культурного сближения и сотрудничества двух стран на основе общей традиции:
Действующий посол Франции в Испании, Бруно Делайе, который сам является страстным поклонником корриды, весьма способствует такому культурному обмену, не только посещая трибуны мадридской Лас Вентас и других известных площадей Испании, но и принимая участие в различных мероприятиях, связанных с корридой.
На фото: Бруно Делайе (крайний слева колоритный дядька) на трибунах Пласы де торос в Памплоне во время шестой корриды ферии Сан Фермин, 12 июля 2010 г)
Бруно Делайе и испанский матадор Хулиан Лопес "Эль Хули" на презентации фотоальбома фотографа Жозефин Дуэ, посвященного жизни испанского тореро Хосе Мари Мансанареса:
Французский город Ним (в испанском произношении Нимес) известен миру, прежде всего, как основанный на месте кельтского поселения древнеримский город. Известность эту ему принесла не только история, но и дошедшие до наших дней античные постройки - так называемый "Квадратный храм" (на территории Франции это наиболее сохранившийся римский храм), акведук Пон-дю-Гар (самый высокий из сохранившихся древнеримских акведуков) и знаменитый амфитеатр. Немногие знают, что в этом амфитеатре проходят две самые главные ферии французского сезона корриды - Ферия Святой Троицы и Ферия Сбора Винограда, на которые съезжаются самые известные представители испанской, французской, а также латиноамериканской корриды. Арену Нима иногда приравнивают к испанским аренам первой категории, и заработать на ней трофеи и, тем более, Пуэрта Гранде, - очень почетно не только для французских, но и для испанских тореро.
Так вот, вице-мэр Нима, уполномоченный по делам культуры и тавромахии, Даниэль Валад заявил вчера следующее:
"Запрет на корриду в Каталонии - это осознанный жест непримирения и неприемлемая форма цензуры, поскольку целью избрана культура.
Каталонцы на протяжении всей своей истории приучали нас к тому, что у них, больше, чем у кого бы то ни было, проявляется гордость, когда дело касается вопросов культуры и творчества.
Коррида - это искусство.
Она ничего не декларирует.
Она просто существует.
Каждый волен высказывать свое неприятие корриды, но при этом он должен уважать мнение другого.
Сегодня проголосовавшая кучка региональных депутатов взяла на себя право судить о том, что есть добро и что есть зло. Они покусились на тавромахию - традицию с тысячелетней историей, глубоко укорененную во всей средиземноморской культуре, частью которой является и Каталония. Культура стала заложником политических интриг парламента Каталонии против Мадрида. Этот эпизод (который, я уверен, не будет одобрен правительством Испании) - трагический случай, который может привести только к разрушительным последствиям.
Подобное невозможно во Франции, поскольку уважение к культуре - это непреложная истина в нашей стране.
Наши депутаты и сенаторы, независимо от того, являются ли они поклонниками или просто интересующимися культурой людьми, понимают, что сколь бы своеобразной формой культуры не являлась тавромахия, она входит в число искусств. И это - одна из гарантий интеллектуальных свобод в нашей стране. Кроме того, принцип полноты очень важен именно в области культуры.
История Южной Франции уже доказала, что никогда, ни решением сверху, ни как бы то ни было еще, нас не смогут лишить наших коренных традиций».