Так... пост пишется крайне медленно, поэтому я сейчас выкладываю первую часть, а вторая будет в комментах ближе к ночи.
Доминго Лопес Чавес, прекрасный в своей белой гойеске, вдохновил меня вчера в два часа ночи на то, чтобы сделать топ-10 моих любимых гойесок. Однако утро вечера,как известно,мудренее, и, порывшись поутру в своих закромах, я пришла к выводу, что просто топом ограничиться не получается. То, что получилось, выкладываю на ваш суд.
Современный костюм гойески. Поиск в стилизации и эксперимент как традиция.
Костюм сам по себе, конечно, интересен. Но костюму гойески как таковому, его стилистике, связанной с творчеством и эпохой Гойи, я однажды посвятила довольно подробный пост с картинками.
А сейчас мне бы хотелось показать вам гоейски как наряды, которые начинают по-настоящему жить только будучи надетыми на тореро, для которых шились. Всегда интересно понаблюдать, как костюм и его владелец создают некий единый образ. Ведь, согласитесь, один и тот же наряд будет совершенно по-разному смотреться на разных людях, тем более, если этот наряд обладает каким-то определенным набором признаков, шьется с соблюдением некоего канона, который, в данном случае, конечно, продиктован стилизацией под эпоху Гойи.
Есть гойески очень простые, ничем, казалось бы, не примечательные, но, надетые на своего владельца, они преврашаются в подлинные шедевры. Есть, напротив, гойески выдающиеся, настоящие произведения искусства моды, вышедшие из известных мастерских. Это - всегда смелый эксперимент, который, конечно, может закончиться как удачей, так и ошибкой художника.
И в том, и в другом случае только личность человека, для которого предназначен наряд, по моему глубокому убеждению, может дать костюму жизнь. Другой вопрос, насколько точным будет это "попадание в образ" и случится ли оно вообще.
читать дальшеНачать хотелось бы именно с примеров уникальных гойесок. Первый из них, безусловно, это костюм, сшитый для Пепина Лирии к гойеске в Мадриде 2006 года (2 мая) дизайнером Лоренсо Каприле. Как раз сейчас этот костюм можно увидеть на выставке в Мадридском музее костюма, о которой я недавно писала. На фотографии сам Лоренсо Каприле рядом со своим шедевром:
В этом костюме все необычно,если сравнивать его с большинством современных гоейсок. Материалы, которые использованы, крой воротника, уменьшенные по сравнению с традиционным костюмом гойески оплечья, жабо и манжеты, разнообразный для этого вида костюмов декор и при этом - явный контраст между чистыми фактурами ткани и зонами объемного, тяжелого шитья . Все это изобилие достаточно необычно. Я не знаю, насколько точен был Каприле с исторической точки зрения, каково в этом костюме соотношение творческой фантазии модельера и исторической достоверности, но когда я вижу этот наряд, у меня возникает абсолютное ощущение, что это не Пепин Лирия, а какой-нибудь смельчак, попавший на Лас-Вентас прямо из века 19-го.
Представить себе этот костюм на ком-нибудь другом просто невозможно. Он прекрасен сам по себе, самоценен, поскольку уже стал знаковым событием в истории современной моды корриды, но нельзя не заметить, что шарм этого наряда, его магия были бы невозможны без силы образа его владельца:
Второй наряд, заслуживающий внимания - костюм Сесара Хименеса, сшитый для гойески в Мадриде, которая состоялась 2 мая 2007 года (картель с Лопесом Чавесом и Уседой Леалом) Фрэнсисом Монтесиносом:
Нет ничего удивительного в том, что именно Сесар Хименес стал одним из тех матадоров, который решился на столь смелый эксперимент в рамках корриды в стиле Гойи. Хименес - известный в мире корриды модник. Он обладает достаточно нестандартной внешностью, он меняется, он способен быть разным. Как показывает время, ему идут самые невероятные вещи, которые даже представить себе невозможно на ком-нибудь другом. Это очень важно, ведь пойди на такой эксперимент, да еще и на Мадридской плаце, кто-нибудь другой, это выглядело бы по меньшей мере странно, в худшем случае - нелепо. Для Хименеса же такой выбор - совершенно естественный.
Если в рассуждении о наряде Лирии, нам, по сути, не важно, насколько исторически достоверна стилизация (сам образ отсылает к времени Гойи, и этого достаточно), то здесь ровно обратная ситуация. Нет никакого желания разбираться, есть ли в этом костюме исторический аспект вообще, поскольку даже если он там есть, сам образ, созданный модельером, настолько альтернативен всем виденным ранее стилизациям под эпоху Гойи, что его можно воспринимать вообще отдельно от корриды-гойески.
По сути, к гойеске нас отсылают только каноничные "помпоны" на оплечьях и графичные линии шитья на внутренней стороне рукавов. Все остальное в этом наряде подчинено рисунку на рукавах и штанах - крупным звездам с контрастными белыми "центрами". Сама форма оплечий, крой тореры, акцентированные продольные линии на штанах и, в конце концов, рубашка и галстук, - все это сшито в традициях современного костюма света. К сожалению, мне не удалось найти, какой капоте был дополнением к этому наряду, но я не удивлюсь, если на нем было какое-то активное шитье (хотя на плащах к гойескам это, в общем, не принято).
Поиск чего-то нового бывает сопряжен с ошибками. На мой взгляд, именно так случилось с этим, бесспорно интересным, костюмом. Был придуман оригинальный и в рамках гойески весьма смелый образ. Казалось бы, модель как нельзя лучше отвечает этому - Сесар не просто охотно идет на эксперименты, он умеет правильно их подать. И тем не менее, я не стала бы говорить здесь об удаче (да и в прессе, к слову, этот наряд вызвал меньше эмоций, чем предыдущий и следующий герои моего рассказа). Мне кажется, что ошибка была допущена,как ни банально, в крое, в силуэте этого костюма. Слишком короткая торера с намеренно уменьшенными оплечьями (эту деталь в традиции костюма гойески обычно принято выделять) плюс очень заметный декор жилета сосредотачивают внимание на талии Сесара, которая сама по себе длинная и в подобных акцентах совершенно не нуждается (как видно из эскиза, Монтесинос предполагал это утрирование и пошел на него намеренно, так что это – выбор дизайнера, с моей точки зрения неверный, а не случайность). Кроме того, при таком обилии деталей (помимо шитья черной и серебряной нитью, здесь, как видим, много бисера и даже ворот рубашки имеет мерцающий орнамент) ярко-алый галстук был лишним (или лишним было что-то еще из перечисленного). Можно удивиться подобному заключению, ведь в рассмотренном выше костюму Пепина Лирии тоже было много декора, да и жабо и манжеты никак нельзя назвать скромными, но там это, видимо, работает на образ, а здесь одна ошибка разрушила его.
Однако, несмотря на это, костюм Сесара все-таки небанален и заслуживает внимания и своего места в истории костюма для корриды-гойески, тем более, что это направление тавромоды не так богато на настоящие события. Поскольку гойеска - явление редкое, в ней нет еще того общего творческого кризиса, который я склонна видеть в моде современного костюма света. Здесь больше полета для фантазии, если можно так сказать, больше возможностей для реализации самых смелых идей. И одной из таких идей (я бы даже назвала его "проектом") стал третий уникальный костюм, который совершенно невозможно обойти вниманием, - это, безусловно, наряд, созданный Армани для Каэтано.
Если дизайнер костюма Хименеса максимально отошел от традиций кроя костюма гойески, отдав момент стилизации на откуп мастерам вышивки, то Армани, наоборот, максимально сохранил традиционный крой (прежде всего, куртки матадора), а выход своим творческим фантазиям нашел в шитье и, прежде всего, в фактурах.
За что наш "маленький, но гордый фандом" так любит этот наряд? Мне кажется, все дело в том, что Армани просто идеально - другого слова тут не подберешь - "попал в образ" Как мы называем Каэтано? Принц. Серебряный принц. Светящийся. Свет, который исходит от этого человека, видимо, так ярок, что Армани сделал его главной темой своего шедевра. Мерцающая ткань, мерцающие вышивки, белоснежные, тончайшие гольфы ... Все зиждется на фактурах и их свечении.
В то же самое время, Каэтано - очень закрытый человек, чей внутренний мир - непостижимая тайна, наверное, для всех (быть может, и для Франсиско). И серебро, в которое облачил его Армани, с этим ажурным, похожим на виртуозную гравировку шитьем, - как драгоценный доспех, хрупкая, но надежная защита. Огромный ниспадающий плащ только подчеркивает это (Армани, помимо всего прочего, еще и гениально использовал обычай гойески не заворачиваться в парадный капоте, а оставлять его свободно лежащим на одном плече матадора). Отсутствие традиционных пышных оплечий исключает любую чрезмерность, добавляет срогости и точености всему образу. Каэтано похож в этом костюме на рыцаря, на абсолютный идеал.
Есть еще один момент, не имеющий отношения к костюму как таковому, но, в данном случае, совпали даже такие мелочи, и "сработали на образ". Все мы помним, в каком состоянии был в сентябре прошлого года Франсиско. Бледная тень того Франа, которого мы привыкли видеть. Второй раз в своей жизни этот человек не вышел на песок Ронды. На его фоне Каэтано стал воплощением силы, воли и мужества, возведенных в абсолют. Возможно, я скажу ересь, но мне кажется, что в прошлую осень акценты в отношениях этих людей немного сместились. По крайней мере сейчас все чаще Каэтано стоит за бурладеро с таким видом, будто на песке не его брат, а он сам
Три описанных мной костюма, как мне кажется, стоят в истории современной гойески несколько особняком ввиду своей уникальности. Я тоже Именно поэтому я сосредоточилась на них отдельно, а теперь перейду к некоторым обобщениям в контексте стилистики коррид-гойесок вообще.
Помимо старейшей корриды в Ронде, нужно назвать, конечно, ежегодную гойеску, которая проводится в рамках мадридской ферии Сан Исидро, традиционную гойеску в Арле, а также корриды в Антекере, Сарагосе, Эспартинасе (не знаю, все ли они ежегодны), и наверняка есть еще другие, о которых я не знаю. Для всех этих гойесок, разумеется, шьются костюмы в стиле эпохи Гойи, но у первых двух коррид - в Ронде и Мадриде - определенно сложились свои "костюмные традиции"
Прежде всего, Ронда. Это старейшая гойеска мира, и при подготовке к ней, как мне кажется, более,чем в Мадриде, тщательно подходят к созданию костюмов. Я бы даже сказала, не к созданию отдельных нарядов, а к линии костюмов для каждого года. Ни в одной другой корриде в стиле Гойи нет таких взаимоотношений, взаимодополнений нарядов, как в Ронде.
Например, прошлогодняя гойеска, на которую Каэтано вышел в уже упомянутом костюме Армани, выгледела, как мы помним, так:
Очевидно, что ослепительный костюм Каэтано совершенно невозможно было затмить. Каэтано должен был быть главной фигурой вечера. В результате Мансанареса и Переру одели в минималистские костюмы алого цвета. Они не были одинаковыми по рисунку шитья, но при таких отношениях этих образов с образом серебряного принца Каэтано это было совершенно не важно. Для Мигеля Анхеля, похоже, не шили даже специальный капоте (как и в 2008 году, кстати).
Это, впрочем, не первый случай для гойески в Ронде, когда происходит такое нарочитое выделение одного наряда, сознательное акцентирование внимания на главном образе вчера. Состоявшаяся годом ранее гойеска запомнилась нам фантастическим костюмом Франсиско:
Я, к сожалению, не знаю, кто создал сей шедевр. Но получился идеальный, гармоничный образ - наряд и прекрасно подобранный к нему капоте сегодня вообще не мыслится отдельно от сентябрьского песка Ронды и Франсиско Риверы Ордоньеса. Мне кажется, если надеть этот наряд на манекен и выставить в музее, он мгновенно потеряет свое очарование и настроение, и останется просто роскошным костюмом.
Этот насыщенный, глубокий цвет, этот мягкий, "барский" в хорошем смысле слова бархат, это роскошное золотое "барочное" шитье , этот свободный, словно небрежно расстегнутый ворот белоснежной рубашки - все это про Франсиско.
И, заметим, в 2008 году компаньоны Франсиско по картелю снова получили "парные" наряды - и Перера, и Мансанарес вышли на плацу в белом:
Этот два года подряд повторяющийся акцент на контрасте одного главного и двух второстепенных, подчиняет себе все, что касается образов этих самых "второстепенных". Если один наряд идеально отвечает своему владельцу, то перед двумя другими такой задачи не стоит в принципе. В результате мы получаем в лучшем случае красивого матадора в стандартной, абсолютно минималистской гойеске:
Причем говорить здесь о попытке как-то дополнить образ матадора его нарядом не приходится. В случае с Мансанаресом просто хорошо сложилось с красным, в случае Переры более-менее неплохо - с белым. Причем на двух последних фотографиях не видно жилета, и силуэт от этого очень выигрывает, а на самом деле жилет гораздо короче, чем у белой гойески Мансанареса, и создает тот же излишний акцент на талии Мигеля Анхеля, который все испортил в костюме Хименеса.
В белом Хосе-Мари, в общем, тоже неплохо, особенно когда наблюдаешь это в движении, а не на фотографиях. Но как создателя костюма не напрягала мысль о талии Переры, так не напрягала его и мысль о шее Хосе-Мари, для которой такие оплечья явно избыточны (сравните с красной гойеской, где плечи маньше и гораздо гармоничнее выглядят)
В худшем случае мы получаем неизвестное нечто, которое оказывается Перерой:
И если Хосе-Мари (в чем мы время от времени убеждаемся) все-таки есть дело до того, что на нем надето, и у него, слава богу, есть хотя бы ярко-синий плащ (есть подозрение, что этот плащ – от старой васильковой гойески, которую я еще покажу), то Мигелю Анхелю, как мы знаем, глубоко наплевать не только на парадный капоте (его можно заменить и на самый простой, и неважно, что он розовый с желтым, а костюм вовсе даже красный), но даже на то, что у него на голове в качестве прически.
В 2007 году для гойески в Ронде также была создана тройка костюмов, в которой центральный образ должны были, если можно так выразиться, «обрамить» два других. На мой взгляд, именно эта «линия костюмов», 2007 года, стала самой гармоничной. В ней был изначально заложен контраст одного и двух, как и в последующие два года, но, в отличие от гойесок 2008 и 2009, «оправа» была столь же идеальна, как и центральный образ гойески. Каэтано получил темно-синий костюм благородного, спокойного, глубокого оттенка с ажурным белым шитьем:
Сесар Ринкон и Франсиско получили близкие по цвету костюмы: Фран – алый, а Ринкон – темно-малиновый. И эти наряды им обоим как нельзя лучше подошли:
В обоих этих нарядах мне очень нравится тонкая черная вышивка, только у Ринкона она в основном сосредоточена на жилете, а у Франсиско – на куртке:
Вообще, все эти три костюма объединяет одна тема – тонкой графичной вышивки, только у Каэтано она выполнена в белом цвете.
Одинаково скроенные воротники и рукава, вышивки и сдержанные, но при этом глубокие тона и сходные фактуры тканей объединяют все три костюма и создают единый стиль, а детали (такие как белое жабо – у Франсиско, белые оплечья - у Каэтано и традиционные для костюма гойески пышные оплечья Ринкона) придают каждому наряду необходимую индивидуальность и очень хорошо соотносятся с образом каждого участника гойески 2007.
То же самое единое стилевое решение было найдено и для гойески 2006 года, когда Каэтано принимал альтернативу. У нее была одна особенность – участника гойески было двое – Франсиско и Каэтано, оба они играли свою важную роль в празднике: один становился матадором, другой – посвящал брата. Для обоих эта плаца – родная, связана с их династией долгой историей. Все это необходимо было как-то обыграть и в стилистике самой гойески, главную ноту в которой задают костюмы матадоров.
Было найдено безупречное решение. Оба костюма отличают необычные, чистые и звонкие цвета. Оба они достаточно традиционны по крою, с той лишь разницей, что костюм Франсиско несколько пышнее костюма Каэтано, что, согласитесь, полностью соответствует образам братьев.
Как и в случае с гойеской следующего года, у этих костюмов единый стилевой вектор, который задан цветами, фактурами тканей, кроем, но при этом у каждого наряда сохраняется индивидуальность (у Каэтано превалирует чистый цвет, у Франсиско – прихотливый орнамент вышивки). В итоге получились легкие, праздничные по настроению, и в то же время нежные, изысканные, тонкие образы.
Так... пост пишется крайне медленно, поэтому я сейчас выкладываю первую часть, а вторая будет в комментах ближе к ночи.
Доминго Лопес Чавес, прекрасный в своей белой гойеске, вдохновил меня вчера в два часа ночи на то, чтобы сделать топ-10 моих любимых гойесок. Однако утро вечера,как известно,мудренее, и, порывшись поутру в своих закромах, я пришла к выводу, что просто топом ограничиться не получается. То, что получилось, выкладываю на ваш суд.
Современный костюм гойески. Поиск в стилизации и эксперимент как традиция.
Костюм сам по себе, конечно, интересен. Но костюму гойески как таковому, его стилистике, связанной с творчеством и эпохой Гойи, я однажды посвятила довольно подробный пост с картинками.
А сейчас мне бы хотелось показать вам гоейски как наряды, которые начинают по-настоящему жить только будучи надетыми на тореро, для которых шились. Всегда интересно понаблюдать, как костюм и его владелец создают некий единый образ. Ведь, согласитесь, один и тот же наряд будет совершенно по-разному смотреться на разных людях, тем более, если этот наряд обладает каким-то определенным набором признаков, шьется с соблюдением некоего канона, который, в данном случае, конечно, продиктован стилизацией под эпоху Гойи.
Есть гойески очень простые, ничем, казалось бы, не примечательные, но, надетые на своего владельца, они преврашаются в подлинные шедевры. Есть, напротив, гойески выдающиеся, настоящие произведения искусства моды, вышедшие из известных мастерских. Это - всегда смелый эксперимент, который, конечно, может закончиться как удачей, так и ошибкой художника.
И в том, и в другом случае только личность человека, для которого предназначен наряд, по моему глубокому убеждению, может дать костюму жизнь. Другой вопрос, насколько точным будет это "попадание в образ" и случится ли оно вообще.
читать дальше
Доминго Лопес Чавес, прекрасный в своей белой гойеске, вдохновил меня вчера в два часа ночи на то, чтобы сделать топ-10 моих любимых гойесок. Однако утро вечера,как известно,мудренее, и, порывшись поутру в своих закромах, я пришла к выводу, что просто топом ограничиться не получается. То, что получилось, выкладываю на ваш суд.
Современный костюм гойески. Поиск в стилизации и эксперимент как традиция.
Костюм сам по себе, конечно, интересен. Но костюму гойески как таковому, его стилистике, связанной с творчеством и эпохой Гойи, я однажды посвятила довольно подробный пост с картинками.
А сейчас мне бы хотелось показать вам гоейски как наряды, которые начинают по-настоящему жить только будучи надетыми на тореро, для которых шились. Всегда интересно понаблюдать, как костюм и его владелец создают некий единый образ. Ведь, согласитесь, один и тот же наряд будет совершенно по-разному смотреться на разных людях, тем более, если этот наряд обладает каким-то определенным набором признаков, шьется с соблюдением некоего канона, который, в данном случае, конечно, продиктован стилизацией под эпоху Гойи.
Есть гойески очень простые, ничем, казалось бы, не примечательные, но, надетые на своего владельца, они преврашаются в подлинные шедевры. Есть, напротив, гойески выдающиеся, настоящие произведения искусства моды, вышедшие из известных мастерских. Это - всегда смелый эксперимент, который, конечно, может закончиться как удачей, так и ошибкой художника.
И в том, и в другом случае только личность человека, для которого предназначен наряд, по моему глубокому убеждению, может дать костюму жизнь. Другой вопрос, насколько точным будет это "попадание в образ" и случится ли оно вообще.
читать дальше